ПРОГРАММА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО
ПАТРИОТИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
МАОУ «Школа №3»
Камышловского городского округа
2015-2016 учебный год
Обоснование программы
Потеря уровня нравственности, краеведческая и историческая безграмотность, нежелание служить в армии, участившиеся теракты – это лишь некоторые негативные черты современного Российского общества. Школа является основной инстанцией современной действительности способной нести в общество воспитательный заряд против перечисленных пороков.
Одним из компонентов воспитательной системы школьного образования является работа школьного краеведческого музея, ведущего реальную патриотическую, историко-культурную, нравственную и другую воспитательную деятельность.
Краеведческий музей МАОУ «Школа №3» Камышловского городского округа
имеет свою историю и традиции. Основная деятельность требует планомерного характера.
Запланированная деятельность несет в себе не только экскурсии по музею, но и достаточно широкий спектр воспитательной, общественной, хозяйственной и другой деятельности.
Работа совета музея представляет собой ядро патриотического самоуправления в школе.
В ближайших планах музея, обмен опытом с другими школьными музеями района и области, а также с краеведческими музеями более высокого значения.
Программа деятельности музея на текущий учебный год
№
|
Тема или причина посещения музея
|
Класс (группа)
|
Месяц
|
1
|
«День Знаний»
|
1 - 11
|
сент.
|
2
|
Как солдат стал солдатом
|
10
|
сент.-окт.
|
3
|
История города Камышлова
|
9 класс
|
нояб.
|
4
|
ВОВ и наши земляки
|
9
|
дек.
|
5
|
Медаль за бой, медаль за труд
|
1-11
|
янв.-фев.
|
6
|
На войне бывает и такое
|
1-11
|
янв.-фев.
|
7
|
В боях и спорте
|
1-11
|
янв.-фев.
|
8
|
Ходили мы походами (обзор школьных походов)
|
5-11
|
янв.-фев.
|
9
|
Наши воинские символы
|
5-11
|
янв.-фев.
|
10
|
История военной техники России. Посещения Музея техники. Верхняя Пышма.
|
7
|
янв.-фев.
|
11
|
Герои Советского Союза нашего района
|
8
|
янв.-фев.
|
12
|
Памятные события ВОВ. Основные битвы
|
10
|
янв.-фев.
|
13
|
Посещение музея. Экскурсии
|
уч-ля области
|
февр.
|
14
|
Посещение музея. Встеча выпускников
|
выпускники
|
февр.
|
15
|
Что такое музей
|
5
|
март
|
16
|
Откуда к нам пришла коромысло
|
5
|
март
|
17
|
А раньше гладили бельё?
|
6
|
март
|
18
|
В чем варили деды кашу
|
5
|
март
|
19
|
Чем и как бельё стирали
|
5
|
март
|
20
|
Как и зачем придумали колокольчик
|
5
|
март
|
21
|
Как пришло железо в дом
|
5-11
|
март
|
22
|
Кто и как придумал музыку. История виниловых пластинок
|
5
|
март
|
23
|
Истории денег, или на что покупали когда их не было
|
5-11
|
март
|
24
|
Умельцы и лучшие люди города Камышлова
|
5
|
март
|
25
|
Социализм в СССР
|
11
|
март
|
26
|
Посещение музея экскурсией.
|
уч-ля краевед.
|
апрель
|
27
|
Покидая школу, не забудь…
|
11
|
май
|
28
|
Встреча с ветеранами
|
ветераны
|
май
|
29
|
«Последний звонок»
|
11
|
май
|
30
|
Посещение Музея.
|
10
|
май
|
В течение года в музее ведется работа по некоторым темам учебных предметов (краеведение, история, литература, ИЗО, классные часы)
Выносные экспозиции
№
п/п
|
Название экспозиции
|
Время проведения
|
1.
|
Здесь была война
|
середина января
|
2.
|
История Камышловской школы №3
|
первая суббота
февраля
|
3.
|
Все это война
|
февраль – май
|
4.
|
Оружие и боевая техника войны
|
февраль – май
|
5.
|
Герои рядом
|
февраль – май
|
6.
|
Боль Афганистана
|
15 февраля
|
7.
|
Женщина и армия
|
8 марта
|
8.
|
Наше старое радио
|
5 мая
|
9.
|
День Победы
|
7 – 9 мая
|
10.
|
Начало войны
|
22 июня
|
11.
|
Литературно-историческая выставка
|
в течение года
|
Разделы музея
- геологическое прошлое нашего края;
- история города Камышлова;
- история Камышловской школы №3;
- ленинские организации;
- наши земляки участники ВОВ;
- войны-интернационалисты и солдаты горячих точек;
- они стали офицерами;
- умельцы и замечательные люди города Камышлова;
- учительские династии;
- медалисты нашей школы;
- комната народной старины
Деятельность музея
Поисково-исследовательская:
- работа НОУ;
- походы по Свердловской области;
- поиск новых экспонатов и исторических фактов;
- переписка с интересными людьми;
- работа с библиотечно-архивными фондами.
Информационно-познавательная:
- встречи со знаменитыми и интересными людьми города Камышлова (участниками ВОВ);
- публикации в СМИ заметок о музее и о истории города Камышлова;
- использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы;
- использование передвижных экспозиций музея;
- ведение летописи школы и города.
Экскурсионная:
- подготовка экскурсоводов из состава учащихся школы:
- проведение экскурсий в музее;
- проведение экскурсий по интересным местам села.
Реставрационно-оформительская:
- оформление стендов и витрин;
- уход за экспонатами и их реставрация;
- ведение учетной документации музея.
Обеспечение учета и сохранности материалов музея
В музее ведется книга учета фондов.
Экспонаты находятся в шкафах под замком.
Использование музея в образовательно–воспитательном
процессе МАОУ «Школа №3» КГО
Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общешкольного организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе.
Эффективность использования школьного музея в обучении во многом определяется разнообразием форм и методов классной и внеклассной работы, включающей музейный материал в учебный процесс. В практике нашей школы сложились следующие её виды:
- учебная экскурсия в музее;
- урок-экскурсия в музее;
- использование музейных предметов учащимися в качестве учебных пособий на уроке;
- демонстрация музейных предметов во время беседы учителя;
- подготовка докладов и сообщений учащимися для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее;
- проведение учебно-практических конференций.
Работа в музее проводится по ряду предметов: краеведению, истории, литературе, ИЗО и на классных часах.
Учителя, используя возможности музея, в процессе преподавания сочетают приемы обучения с методами познания: они не только сообщают информацию, но и демонстрируют учащимся сложные пути ее получения.
Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний.
Музей является базой и для серьёзной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни наших прадедов и поддерживает те традиции, на которых воспитываются нынешние поколения.
Во время походов школьники не только собирают новый материал для музея, но и щедро отдают приобретенные знания.
Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию. Тема труда и защиты своего Отечества нашла в музее своё отражение.
Все виды воспитательной работы, которые ведутся на базе нашего школьного музея, способствуют формированию личности учащихся.
|